Искусственный интеллект (ИИ) становится ключевым инструментом для оптимизации логистических процессов. Компании активно внедряют ИИ-технологии для повышения эффективности, снижения затрат и улучшения качества обслуживания.
В 2024 году Академия FESCO и агентство TRU предприняли попытку структурировать информацию об использовании ИИ в логистике и провели отраслевое исследование.
Отраслевое исследование 2024
Информационные партнеры
Global People Solutions: Поиск, обучение и развитие руководителей и команд, и лично Марию Ковалеву за предоставленные контакты
Ассоциация по развитию логистического рынка «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний» (СТМЛК)
Telegram-канал «ЛОГИСТ»: все о логистике и внешнеэкономической деятельности
Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»
Благодарим партнеров исследования за размещенную информацию и рекомендацию контактов:
Сформировать максимально достоверную картину теоретического понимания и практического применения ИИ-технологий в логистической отрасли по состоянию на 2024 год.
1. Анализ текущего уровня внедрения ИИ в логистике. 2. Изучение основных направлений использования ИИ. 3. Выявление препятствий и барьеров для внедрения ИИ. 4. Оценка экономического эффекта от внедрения ИИ-технологий.
Цель исследования
Задачи исследования
Высокая востребованность ИИ. 41% компаний уже используют ИИ-технологии, при этом большинство из них отмечают значительное улучшение операционной эффективности.
Оптимизация маршрутов и прогнозирование спроса. Наиболее популярные направления применения ИИ — оптимизация маршрутов в режиме реального времени и прогнозирование спроса на перевозки.
Препятствия для внедрения. Основные барьеры — нехватка квалифицированных кадров и высокая стоимость программных решений.
Основные выводы
Экономический эффект. Многие компании не проводят расчет экономического эффекта от внедрения ИИ, однако те, кто это делает, отмечают значительное сокращение затрат и повышение рентабельности
Оптимизация маршрутов
Использование ИИ для расчета оптимальных маршрутов доставки, что позволяет сократить время и затраты на транспортировку.
Прогнозирование спроса
Применение ИИ для прогнозирования технического состояния оборудования и предотвращения аварий.
Предиктивное обслуживание
Применение ИИ для прогнозирования технического состояния оборудования и предотвращения аварий.
Автоматизация процессов
Роботизация складских операций и автоматизация клиентского сервиса с использованием ИИ.
Большинство респондентов, из которых (63) являются представителями компаний непосредственно занимающихся логистической деятельностью, 8 опрошенных представляют организации, чья деятельность связана с оказанием услуг компаниям логистического сектора. Оставшиеся 16 респондентов представляют кластер потребителей логистических услуг, и являются, по большей части, сотрудниками промышленных предприятий и компаний ритейла.
Проектная работа на программе нацелена на улучшение реальных бизнес-процессов участников обучения.
Респондентов
Групповая работа по 6-8 человек, индивидуальный проект изменений.
Анализ бизнес-процессов и выявление «узких мест». Поиск оптимального решения по улучшению с последующим внедрением.
Прототип\пилот обновленного сервиса или продукта с оценкой финансово-экономической выгоды от внедрения предлагаемого решения.
87
Проектная работа
Форматы
Цель работы
Ожидаемый результат
В исследовании приняли участие 87 респондентов, большинство из которых (63) являются представителями компаний непосредственно занимающихся логистической деятельностью, 8 опрошенных представляют организации, чья деятельность связана с оказанием услуг компаниям логистического сектора (автоматизация, оптимизация, лизинг, агрегирование заказов и т.д.). Оставшиеся 16 респондентов представляют кластер потребителей логистических услуг, и являются, по большей части, сотрудниками промышленных предприятий и компаний ритейла.
В интервью принимали участие:
Собственники компаний
Топ-менеджеры, руководители цифрового развития, лица принимающие решения, предприятии транспортно-логистической отрасли
Разработчики и заказчики ИИ-решений
Эксперты, работающие в области цифровой трансформации сферы транспорта и логистики
Сбор первичной информации проведен в период с 16 апреля по 13 августа 2024.
Методология исследования
Укажите основной вид деятельности вашей компании
*Данные приведены в %
Сколько составила выручка вашей компании за последний отчетный период?
Выводы количественного этапа исследования
«Пока присматриваемся»
Технологии искусственного интеллекта высоко востребованы в деятельности компаний сферы логистических услуг, однако, на текущий момент, об их использовании высказались менее половины опрошенных (41%).
Три ключевых направления
Наиболее актуальными и распространенными направлениями применения технологий искусственного интеллекта являются: оптимизация маршрутов в режиме реального времени, прогнозирование спроса на перевозки и расчет транзитного времени.
Высокая стоимость и нехватка кадров
К числу главных сложностей внедрения и использования технологий искусственного интеллекта, на сегодняшний день, относятся: нехватка квалифицированных кадров и высокая стоимость программных продуктов.
Сложно посчитать эффект
В большинстве случаев внедрение в работу компаний технологий с искусственным интеллектом не сопровождалось расчетом экономического эффекта. Отчасти, причиной этого может являться высокая сложность точного расчета экономического эффекта, в виду того, что он носит отложенный характер. О чем достаточно часто высказывались респонденты, в рамках ответа на вопрос об основных проблемах и препятствиях внедрения технологий с искусственным интеллектом.
Инициатор – СЕО
Чаще всего инициатором внедрения в деятельность организации технологий с искусственным интеллектом выступает высшее руководство (39%) и управленческий персонал среднего звена (33%), а главным фактором, мотивирующим логистические компании использовать такие технологии, является перспектива оптимизации рабочего процесса и сокращение сроков выполнения работ.
Разберемся в процессе
Внедрение в работу организаций технологий с искусственным интеллектом чаще не сопровождается организованным обучением сотрудников их использованию. Если же такое обучение проводится, то, в подавляющем большинстве случаев, реализуется в наименее ощутимой для организации, с финансовой стороны и с точки зрения влияния на текущий рабочий процесс, форме, а именно – обучение по месту работы с использованием в качестве обучающих штатных сотрудников организации.
От проекта к проекту
Большинство организаций, использующих в своей деятельности технологии с искусственным интеллектом, не имеют в бюджете регулярной статьи расходов по их поддержанию и развитию.
Два подхода к внедрению ИИ
В ходе проведенного исследования удалось выявить две модели взаимодействия логистических компаний с технологиями искусственного интеллекта. В основе этих моделей лежит подход к внедрению в деятельность организации данных технологий, а именно тот факт, являлось ли это частью долгосрочной стратегии компании (47%) или было ситуативным решением (42%). Для организаций, где внедрение технологий искусственного интеллекта было частью долгосрочной стратегии развития, характерны следующие черты: инициатива о внедрении исходила со стороны высшего руководства; на этапе внедрения проводился расчет экономического эффекта; в бюджете организации имеется регулярная статья расходов по поддержанию и развитию данных технологий; в структуре организации есть руководитель высшего звена, который отвечает за функционирование и развитие технологий с искусственным интеллектом; для сотрудников организации, чья работа предполагает взаимодействие с технологиями искусственного интеллекта, проводилось организованное обучение. Компаниям, для которых внедрение технологий искусственного интеллекта являлось ситуативным решением, в большей степени свойственно: отсутствие в бюджете регулярной статьи расходов по поддержанию и развитию данных технологий; отсутствие в структуре организации руководителя высшего звена, который отвечает за функционирование и развитие технологий с искусственным интеллектом; инициатива о внедрении исходила со стороны управленческого персонала среднего звена; расчет экономического эффекта не проводился; организованное обучение сотрудников работе с технологиями искусственного интеллекта не осуществлялось.
Работа с лидерами
Большинство компаний, которые уже применяют в своей работе технологи с искусственным интеллектом, используют программные продукты лидеров данного рынка: Яндекс, Microsoft и Google.
Только «свои» силы
Чаще всего обслуживание технологий искусственного интеллекта осуществляется силами штатных сотрудников организации, доступ которых к вышеуказанным технологиями, как правило, реализован посредством системы учетных записей и паролей (47%) и двухфакторной аутентификации (31%).
Внедрение ИИ не приводит к сокращениям
Как показывают данные проведенного исследования, в рамках внедрения технологий с искусственным интеллектом, фактор высвобождения рабочей силы не является серьезной проблемой. Об этом свидетельствует показатель доли респондентов, высказавшихся о том, что их компании пришлось столкнуться с данной проблемой (14%), а также тот факт, что, в подавляющем большинстве случаев (80%), она была решена без значительных сокращений высвободившихся сотрудников.
Не сегодня, так завтра
Перспективы успешного функционирования и развития компаний логистического сектора, во многом связаны с внедрением и использованием технологий искусственного интеллекта. Об этом свидетельствует тот факт, что представители компаний, которые на сегодняшний день не применяют такие технологии, с высокой частотой высказываются о наличии планов по их освоению в ближайшие два года.
Результаты количественного этапа исследования
Искусственный интеллект – это способность компьютера имитировать деятельность человеческого сознания. Имеет 4 свойства: восприятие, обучение, принятие решений, действия. Денис Шульга, Axenix.
Искусственный интеллект – это то, что генерит новые данные. Неискусственный интеллект – это то, что работает классификатором или категоризатором. Мария Артамонова, Консалтинговое агентство «Итворкс» (ex Утконос).
Искусственный интеллект – это языковые модели и к логистике не применимы.
Искусственный интеллект – это математические модели обработки и классификации данных.
Здесь мы приводим результаты количественного этапа и иллюстрируем их цитатами респондентов из интервью. Понятие искусственный интеллект и распространенность ИИ-технологий в современной практике компаний. По трактовкам термина ИИ мы можем сгруппировать респондентов по нескольким категориям:
«Искусственный интеллект – это инструмент, который решает задачи регрессии или классификации. Это модели статистического анализа, которые строят прогноз и решаются задачи. Так называемый интеллектуальный анализ данных.»
Гринатом
«Искусственный интеллект – это математические модели. Обучение искусственного интеллекта – это математические модели. Ничего нового не придумано, все существует десятки лет.»
Тетра Транс
Как было сказано выше, участников количественного опроса, которые отметили вариант – «используем ИИ технологии в деятельности своей компании» мы приглашали на участие в качественном исследовании: глубинном интервью, где мы спрашивали как именно внедрены ИИ технологии в деятельность компании.
Большая часть респондентов, которые указали что в компании есть ИИ решения рассказали, что используют ИИ в качестве инструментария на каждый день. Например, языковые генеративные сервисы (Chat GPT и другие) для поздравления сотрудников, генерации изображений, написания инструкций и т. д.
Респонденты отмечают высокий уровень востребованности технологий с искусственным интеллектом как в целом для логистической отрасли, так и для компаний, которые они представляют, в частности.
Решения,
которые внедряют наши респонденты можно отнести к 3 группам:
Ваша компания использует технологии с искусственным интеллектом для решения рабочих задач?
Несмотря на высокий уровень востребованности технологий с искусственным интеллектом, об их использовании в настоящее время заявили лишь 41,4% опрошенных.
Данный разрыв между уровнем востребованности и текущей обеспеченности позволяет предположить, что в ближайшей временной перспективе, распространенность и интенсивность использования технологий искусственного интеллекта в сфере логистики будут иметь существенную тенденцию возрастания.
«Мы пока нигде не используем ИИ, но уже год назад я начал понимать, что приходить к использованию нужно.»
Аметист
«В понимании компании, нет, мы не используем искусственный интеллект, но используем разные готовые решения для сферы логистики, и с большой степенью уверенности допускаем, что они основаны на моделях с использованием технологий ИИ.»
Логистическая компания с оборотом 2,7 млрд рублей
Респонденты отмечают высокий уровень востребованности технологий с искусственным интеллектом как в целом для логистической отрасли, так и для компаний, которые они представляют, в частности.
"Я понимаю, что технологии с ИИ уже пора внедрять в компанию, это очень облегчит жизнь как сотрудникам, так и клиентам. Но не понятно как это сделать, если ты не компания-небожитель типа Сбера, Яндекса и так далее". Логистическая компания с оборотом свыше 100 млн рублей
Востребованность технологий с «искусственным интеллектом» в логистической деятельности в целом
Востребованность технологий с «искусственным интеллектом» в компании респондента
Респонденты отмечают высокий уровень востребованности технологий с искусственным интеллектом как в целом для логистической отрасли, так и для компаний, которые они представляют, в частности.
Что явилось главным фактором в принятии решения о внедрении технологий с искусственным интеллектом в работу компании?
Возможность долгосрочного лидерства
«Сбер начал внедрять ИИ около 7 лет назад, став одним из первых в России, активно применяя технологии в различных сферах. В логистике ИИ был внедрен примерно 3 года назад. Это было частью долгосрочной стратегии компании, направленной на цифровую трансформацию и улучшение процессов» (СберРоботикс)
«Объективно, мир не стоит на месте и отставать от темпов цифровизации невозможно (конкуренция, расширение компании на новые рынки, оптимизация работы сотрудников)» (ЛТ Форвардинг)
Экономический эффект от внедрения
«Просчитали, что замена call-центра – это самая очевидная точка для минимизации затрат» (Возовоз)
«Оптимизация процессов в связи со стратегией компании на масштабирование – увеличение ассортимента и открытие новых складов» (Утконос)
«При анализе истории продаж решили очистить ее от пиков и падений, связанных с разными факторами для выравнивания данного показателя» (Крупный ритейл)
Потребности сотрудников в организации
«Это и перенос операционного штата руководителей своего предыдущего опыт работы в крупных компаниях, и запрос решений у сторонних консультантов, и постоянный поиск решений и усовершенствований» (М.Видео/Эльдорадо)
«Глобально это стратегия снизу. В компании есть инициативные сотрудники, которые изучают рынок, предлагают новые технологии, доносят их до менеджеров. Менеджеры также изучают, как устроен мир, какие сейчас технологии применяются. Замет формируется концепт ИИ в доказательство того, что это применимо» (FM Logistic)
«Инициатива снизу от ответственного сотрудника, т.к. в компании приветствуется такая инициатива» (SoloPharm)
Инициатор внедрения ИИ технологий в работу компании
Инициатива со стороны высшего руководства характерна для компаний, где внедрение технологий с искусственным интеллектом было часть долгосрочной стратегии, в то время как для организаций, в которых данное нововведение явилось ситуативным решением, в большей степени свойственно проявление активности, в данном вопросе, стороны управленческого персонала среднего звена.
Инициатива со стороны высшего руководства характерна для компаний, где внедрение технологий с искусственным интеллектом было часть долгосрочной стратегии, в то время как для организаций, в которых данное нововведение явилось ситуативным решением, в большей степени свойственно проявление активности, в данном вопросе, стороны управленческого персонала среднего звена.
Инициатор внедрения ИИ технологий в зависимости от того были ли ИИ технологии частью стратегии компании
Большинство компаний, которые уже применяют в своей работе технологи с искусственным интеллектом, используют программные продукты лидеров данного рынка: Яндекс, Microsoft и Google.
Технологии с искусственным интеллектом каких компаний использует ваша организация?
Направления для внедрения ИИ
Наиболее актуальными направлениями использования технологий с искусственным интеллектом опрошенным видятся, – оптимизация маршрутов в режиме реального времени и расчет транзитного времени.
Наиболее актуальными направлениями использования технологий с искусственным интеллектом опрошенным видятся, – оптимизация маршрутов в режиме реального времени и расчет транзитного времени.
По критерию спланированности внедрения технологий с искусственным интеллектом, совокупность использующих их компаний разделилась примерно на равные части, 47,2% опрошенных высказались о том, что это было частью долгосрочной стратегии организации, а 41,7% указали на то, что данное нововведение явилось ситуативным решением.
Направления использования технологий ИИ
Актуальность использования технологии с искусственным интеллектом в современной логистике
Внедрение технологий ИИ: часть долгосрочной стратегии/ситуационное решение
Есть ли в бюджете организации регулярная статья расходов по поддерживанию и развитию технологий искусственного интеллекта?
Большинство организаций, использующих в своей работе технологии с искусственным интеллектом, не имеют в своем бюджете постоянной статьи расходов по их поддержанию и развитию.
"На развитие технологий ИИ ежегодно выделяется около 1 миллиарда долларов, что составляет значительную долю от оборота компании". (Сбер Роботикс)
Проведение обучения сотрудников в большей степени свойственно компаниям, где внедрение технологий с искусственным интеллектом было частью долгосрочной стратегии. А для организаций, где внедрение технологий с искусственным интеллектом явилось ситуативным решением характерно отсутствие организованного обучения персонала.
Наиболее распространенным способом организованного обучения сотрудников работе с технологиями искусственного интеллекта является предоставление образовательных услуг на рабочем месте, с использованием в качестве обучающих штатного персонала организации.
Организованное обучение сотрудников использованию ИИ технологий в зависимости от того были ли внедрение ИИ технологии частью стратегии компании или ситуативным решением
Способы обучения сотрудников в работе с технологиями ИИ
Препятствия для внедрения ИИ
Сложности и барьеры использования искусственного интеллекта в логистике
Основные проблемы включают искажение исходных данных, формализованные процессы и метрики, которые часто оказываются оторванными от реальности. Это может привести к неправильным выводам и необходимости пересмотра автоматизируемых процессов. Также существует традиционность в логистике, где многие процессы остаются неизменными на протяжении длительного времени. В современных условиях динамика производительности меняется, что требует адаптации. Логистические объекты, построенные раньше, часто не обновляются, что приводит к пассивному управлению. Ранее циклы модернизации были длинными, и это мешало оперативным изменениям (Сбер Роботы).
Для реализации пилотного проекта по обследованию водителей перед рейсами, которое делает автоматизированный алгоритм и распознает состояние любого аффекта в поведении: невозможно на сегодняшний день получить официальное разрешение на признание данной процедуры в рамках закона (АгроЭко).
Координация взаимодействия с держателями автомобильного транспорта для перевозки грузов, так как в настоящий момент невозможно предсказать местоположение и доступность транспортных средств и водителей для выполнения заказа (Обоз Диджитал).
Существовал ряд противодействий от сотрудников, но при внедрении проектов лояльность повышалась и недовольств становилось меньше (Аджилити Логистик).
Для реализации проектов с применением технологий ИИ необходимо собирать массивы данных, а это для компании очень большие финансовые затраты, которые пока невозможно вложить (ТетраТранс).
В области выдачи товара на складах, планирования маршрутов (Возовоз).
Галлюцинация (когда ИИ самостоятельно формирует новую реальность), а когда сотрудники замечают эти ошибки, они теряют доверие к системе и их очень сложно переубедить в обратную сторону.
К проблемам внедрения ИИ технологий в процессы компании респонденты качественного исследования отнесли следующие:
Каким образом осуществляется обслуживание технологий с ИИ в вашей компании?
Чаще всего обслуживание технологий искусственного интеллекта осуществляется силами штатных сотрудников организации.
Проводилось ли организованное обучение сотрудников использованию технологий с ИИ после их внедрения в вашей организации (%)
Внедрение технологий с искусственным интеллектом чаще не сопровождается организованным обучением сотрудников их использованию.
Проведение обучения сотрудников в большей степени свойственно компаниям, где внедрение технологий с искусственным интеллектом было частью долгосрочной стратегии. А для организаций, где внедрение технологий с искусственным интеллектом явилось ситуативным решением характерно отсутствие организованного обучения персонала.
Организованное обучение сотрудников использованию ИИ технологий в зависимости от того были ли внедрение ИИ технологии частью стратегии компании или ситуативным решением (%)
Эффекты от внедрения ИИ
Проводился ли расчет экономического эффекта от внедрения технологий с ИИ в вашей компании (в %)?
Компании, которые замеряли эффект от внедрения ИИ-технологий отмечают следующее:
В большинстве случае компании не проводили расчет экономического эффекта от внедрения технологий с искусственным интеллектом.
«Рекордная прибыль в прошлом году, подтверждает эффективное использование ИИ для оптимизации процессов и повышения рентабельности»
«Мы добились существенного сокращения чел/часов каждого сотрудника» (ЛТ Глобал Форвардинг)
«Конверсия из холодного звонка в лида увеличилась в 5 раз» (Цифровой логист)
«Экономия сотен миллионов рублей в длинном промежутке времени» (Северсталь)
«Исполнение законодательства по работе с персональными данными» (Уралхим)
«Предсказательная сила пилотного проекта составила 67%, но дальше проект заморозили» (Обоз Диджитал)
«Управление настроениями людей в сообществе, создание дружеской и приятной атмосферы у проживающих, повышение репутации застройщика» (Самолет)
«ИИ распределяет около 50% обращений по исполнителям, сняли нагрузку с 17 человек» (Гринатом)
«Ускорение обработки заказов, нет необходимости человеку работать в холодильных и морозильных камерах, появилась возможность построить высокий склад» (АгроЭко)
«Оптимизация маршрутов, увеличение количества посещаемых точек с 10 до 30-40, управление ресурсами на более качественном уровне» (Яндекс Доставка)
«Благодаря нашему модулю партнеры смогли избежать потенциальных потерь на 175 млн рублей — это 38% от общего объема заявленных убытков» (Инносети)
«Сокращение количества нераспознанных заявок до 3-4%, которым требуется вмешательство менеджера» (Versta)
«Снижение затрат на аварийный ремонт за счет его предотвращения» (НефтеТрансСервис)
«Внедрение ИИ позволило ускорить процесс таможенного оформления и позволило выявить дополнительные возможности для оптимизации полочного пространства» (Аджилити Логистик)
Проведение расчета экономического эффекта в большей степени свойственно компаниям, где внедрение технологий с искусственным интеллектом было частью долгосрочной стратегии. А для организаций, где внедрение технологий с искусственным интеллектом явилось ситуативным решением характерно отсутствие данной процедуры.
Чаще всего обслуживание технологий искусственного интеллекта осуществляется силами штатных сотрудников организации.
Замер экономического эффекта внедрения ИИ технологий в зависимости от того были ли технологии частью стратегии компании:
Каким образом осуществляется обслуживание технологий с искусственным интеллектом в вашей компании?
Это коррелирует с результатами интервью.
Если использование ИИ-технологий подразумевается стратегией компании, то соответственно выделяется необходимые ресурсы для организации специальных команд для разработки и обслуживания данных решений:
Работают собственные команды разработчиков (около 50 человек) и приобретение готовых решений (Гринатом).
Создано собственное подразделение, занимающееся разработкой, но все, что связано с компьютерным зрением, заказываем у сторонних разработчиков (АгроЭко).
В реализации и обслуживании ИИ-технологий участвуют 1,5 тысячи сотрудников компании, плюс привлекаются аутсорсинговые команды, насчитывающие около 5 тысяч человек. (Сбер Роботы).
Собственные команды разработчиков, так как диджитализация деятельности была первостепенной задачей и центральной идеей собственника (Аджилити Логистик).
Компании, которые внедряют в свою деятельность точечные ИИ решения, а также компании-разработчики,имеют небольшие команды:
«Существуют собственные команды (около 6 человек), которые что-то разрабатывают, адаптируют и применяют и отдаем разработку в сторонние организации» (ЛТ Глобал Форвардинг)
Существуют свои собственные команды разработчиков (до 10 человек в команде) и какие-то точечные разработки отдаются в сторонние организации (Цифровой логист)
Собрали собственную команду разработчиков (2 человека) (Возовоз)
Есть свои разработчики, но в очень небольшом проценте, т.к. разработка ИТ-решений не является основной деятельностью компании (НефтеТрансСервис)